Жомболок - Ока

 
 
Восточные Саяны
июль-август-2008
 
 
 
 
ОТЧЕТ
 
Жомболок: высокая вода
Ока:средняя вода
 
Автор: Рыбкин Сергей Анатольевич (rybkine@mail.ru) 
 
 
     ВИД ТУРИЗМА: водный, сплав по р. Жомболок, Ока.
     КАТЕГОРИЯ СЛОЖНОСТИ: пятая, средняя вода.
     РАЙОН ПУТЕШЕСТВИЯ: Восточные Саяны.
     НИТКА МАРШРУТА: Москва ркутск- Слюдянка - пос. Орлик - мин. ист. Хойто-Гол-озеро Олон-Нур - сплав по р. Жомболок до устья - сплав по р. Ока до пос. Верхнеокинский т. Зима – Иркутск-Москва.
     ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: с 19 июля по 11 августа 2008 года включительно.
     СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ: сплав на катамаране-2, пешком.
     ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: 23 дня.
     КИЛОМЕТРАЖ: 
n             Общий ~ 1540 км
n             Пешком ~ 60 км
n             На лошадях ~ 30 км
n             По воде ~ 310км
n             Поездом ~ 470 км
n             Автомобиль ~ 670 км
     сплав по р. Жомболок 60 км.
     сплав по р. Ока 250 км.
     
ПОДЪЕЗД: самолёт Москва – Иркутск; электричка Иркутск – Слюдянка; автомобиль ст.   Слюдянка   -   пос.  Орлик  -   летник Хадарус
ОТЪЕЗД: автомобиль  посерхнеокинский - ст. Зима; электричка Зима –Иркутск;  самолёт Иркутск-Москва;
     
 
 
     
 
МОСКВА - 2008

Содержание
 
1.            Список группы                                                                         3
2.            Характеристика района путешествия                                      3
3.            График движения по маршруту                                               4
4.            Заброска                                                                                   6
5.            Пешая часть: Хадарус-Хойто-Гол-Хадарус                             6
6.            Водная часть                                                                            8
       6.1.Препятствия на реке Жомболок                                        8
       6.2. Препятствия на реке Ока                                                   11
7.            Выводы и рекомендации                                                         16
 

 
 
     1. Список группы
     
 
No
 
Фамилия, имя
Обязанности в группе
Опыт
 
1
 
 
Рыбкин Сергей Анатольевич
Адмирал
Кутсайоки, Карелия, Подмосковье
2
 
Попова Светлана Александровна

 

Вице-адмирал
 

 

Карелия, Подмосковье
 
 
 
 
 
 
2.Характеристика района путешествия
 
 
     Восточные Саяны - место очень известное и популярное  среди российских туристов. О  нем сказано  немало в  самых разнообразных  отчетах,  книгах, журналах и интернете. 
     Остановлюсь   на   характеристике   реки  Жомболок,   самой,   пожалуй, оригинальной в этом районе. Особенность в том, что на всем протяжении (около 60км.  технической  части) река течет  по лавовым  полям,  покрытых, в  основном, лиственным  лесом.  Часто  попадаются лавовые выходы. Такой  рельеф, вне сомнения, совершенно уникален для этого района. Он же и  определяет характер порогов на реке- короткие, мощные, с большим падением и крутыми локальными сливами. Особо следует отметить, что при сплаве касание лавы катамараном не допускается! Малейшая неосторожность приводит к порезу шкуры. В этом плане река очень требовательна к чистоте прохождения препятствий.
     Река маловодна, расход воды от 15-20  у Олон-Нура до 25-35 кубометров в секунду в устье. Ширина реки  от 8  до 50 м., но она  часто делится на узкие протоки. Принимать во внимание средний уклон не имеет смысла,  поскольку все падение реки сосредоточено на локальных препятствиях. В участках быстротоков и  завалов уклон до 15 м/км.  Вода  чистая и прозрачная и очень вкусная. Вода холодная,  около 10  градусов, потому без неопрена там, конечно, будет очень тяжело.  Выше озера Олон-Нур  река очень  маловодна,  сильно завалена.  Все  группы,  пытавшиеся начать маршрут по Жомболоку выше Олон-Нура сочли это нецелесообразным.
     Долина реки относительно заселена, все поселения по левому берегу. Хочется  отметить и  тот факт,  что  маршрут  очень сильно выигрывает и становится замечательно разнообразным, если  дополнить  его  вначале  пешей частью через горячие сероводородные  источники Хойто-Гол и  долину вулканов, куда мы, к сожалению, так и не попали. Сплав  по  Оке также  очень  приятен.  Контраст с Жомболоком весьма  разителен.  Реки совершенно не похожи друг на друга.
 
 
   

  3.График движения по маршруту
 
День
Участок маршрута или стоянка
Метод
Км.
Часы
Погода*
Температура**
1
Москва ркутск
самолёт
5000
5
-
-
2
Иркутск
-
-
-
-
-
3
Иркутск-Слюдянка-прлик
Электричка, ГАЗель
650
17
солнечно
18, 25
4
прлик-лет.-лет. Хадарус
УАЗ
100
3
пасмурно
18, 25
5
Хадарус Олон-нур
Пешком
28
7
Ясно
18, 25
6
Олон-нур – лет. Хутел
Пешком
16
6
Ясно
16,20
7
Хутелистойто-Гол
Лошади
30
6
Ясно-Дождь
15, 22
8
истойто-Гол - Хутэл
ЗИЛ-131
30
6
пасмурно
15, 22
9
Хутел-Хадарус
пешком
16
8
Ясно
15, 22
10-12
Хадарус
-
-
-
Ясно
15, 23
13
Хадарус- Слева после патапульта
катамаран
25
8
Ясно
15, 20
14
патапульта –п.Недотрога
катамаран
3
6
Ясно
15, 25
15
педотрога – стрелка Жом-Болок-Ока
катамаран
23
9
дождливо
15, 20
16
стрелка Жом-Болок-Ока- прёх Геологов
катамаран
40
10
солнечно
15, 20
17
прёх Геологов
-
-
-
солнечно
5,20
18
прёх Геологов (Орхо-Бом) – «Музей» после п.Бурятский (Интеграл)
катамаран
7
5
пасмурно
10, 19
19
«Музей» после пнтеграл -устье Хойто-Оки
катамаран
60
12
пасмурно
10, 19
20
устье Хойто-Оки –правый берег через 45 км
катамаран
45
8
ясно
13, 20
21
правый берег -пос. Верхнеокинский
катамаран
35
7
ясно
15, 25
22
пос. Верхнеокинский т. Зима-Иркутск
японская "душегубка", электричка
280
14
ясно
15, 23
23
Иркутск - Москва
самолёт
5000
6
-
-
     
 
*- Погода дневная. 
**-Температура ночная и дневная.
 

4.Заброска
 

В связи с тем, что летели мы самолётом и были ограничены в весе, катамаран и часть снаряжения были отправлено в Иркутск поездом. Особо следует подчеркнуть, что отправка была осуществлена не обычным багажным вагоном, а с помощью конторы под названием «Экспресс-доставка». Находятся они на Ярославском вокзале, отдельно от багажного отделения. Берут втрое дороже, но зато гарантируют доставку груза за 4 дня, при этом упаковывают его по человечески и доставляют в целости и сохранности. Прилетели мы в Иркутск рано утром и посвятили день дозакупке продовольствия, газа для горелки, сушке сухарей и вообще окончательному комплектованию. Переночевали мы в частном гостиничном комплексе Елена. Главный плюс – приемлемая цена, расположение рядом с аэропортом, наличие электрической плиты. Минусы – время работы администрации с 9 до 18 (!) и убогие интерьеры. Утром следующего дня мы отправились на вокзал, забрали катамаран из «Экспресс-доставки» и, погрузившись на электричку, добрались до Слюдянки. Там мы очень быстро, объединившись с ещё двумя группами, сняли ГАЗель до Орлика. Так, что помочить ноги в Байкале нам не представилось возможности. Ехали мы до Орлика крайне долго: сперва заехали в Кырен, где зарегистрировали нашу группу в ПСО, затем завезли группу из Красноярска куда-то в предгорья, откуда они отправились путешествовать пешком. В Орлике оказались глухой ночью часов в 12, встали за посёлком. Водитель тоже решил обратно ночью не гнать и остался ночевать. С утра пошли договариваться насчёт машины до Хадаруса. Договорились на УАЗик, но отвезти он нас мог только вечером, поскольку в посёлке не было света днём и не работала заправка. В итоге, целый день мы пытались ловить рыбу, я засадил блесну, промок под дождём, но рыбы так и не увидел. Под вечер тронулись в путь. Ехали часа три. Машину трясло и кидало знатно, но нигде мы не засели и в час ночи уже в кромешной тьме ставили палатку где-то прямо возле летника.

 

5.Пешая часть

1 день

На следующее утро после прибытия в Хадарус, мы договорились с бурятами из летника о хранении катамарана и части снаряжения и вышли в сторону долины вулканов, вверх по Жом-Болоку. Несмотря на все наши старания пораньше выйти, в путь тронулись в 12 дня. Сперва дорога шла прямо по «парку»: низко скошенная (а точнее съеденная коровами) трава, правильные ровные поляны, высокие стройные лиственницы, кристальнейшие ручьи и ясно видимая дорога. Но уже километра через два дорога превращается в лесную тропинку, плутающую между поваленными лиственницами и скачущую по свежим лавовым вывалам. Идти становится труднее, но всё равно не очень проблемно. Проблема не проскочить поворот на мостки на другой берег Олон-Нура. Ответвление налево не так очевидно. Далее путь лежит по свежим лавовым полям, которые взгорблены, вздыблены, покрыты глубокими и широкими трещинами. Как таковой тропинки нет – есть некоторые ориентиры движения: повязанные бантики на тоненьких лиственницах, положенные один на другой камушки, свежесодранный мох на лаве, вот, собственно, и всё. Мостки через Олон-Нур смотрятся как монументальные произведения – по ним явно можно гнать какую-нибудь телегу, только тропинка не позволит телеге приблизится к этим мосткам на расстояние ближе чем километра 2. Перейдя Олон-Нур, мы стали подниматься вверх по правому берегу с расчетом, выйти на перевал к речушке Хадарус. Через некоторое время мы сошли с лавового поля, преодолели неглубокое болотце, которое лежит между склоном и полем, и начали наше восхождение. Темп резко упал: мох по пояс, полное отсутствие тропы, завалы из крупных лиственниц, крутые, поросшие мхом осыпи, глубокие расщелины с валунами. Ползли на четырёх конечностях. В итоге к семи вечера мы залезли в какие-то абсолютно дремучие завалы, преодолеть которые можно было только спустившись обратно. К тому же начала портится погода. Было принято решение вернуться обратно на Олон-Нур и там заночевать. Как только поставили палатку – сразу же начался дождь.

2 день

В связи с тем, что штурмовать завалы этого перевала больше не было никакого желания, решили идти к источникам Хойто –Гол через долину реки Сенца. Для этого перешли перевал (направление строго на юг от Олон нура), который показался просто шоссейной дорогой по сравнению с теми местами, где мы были днём ранее. Оказавшись возле Сенцы, мы дошли до летника Хутел, где с местными бурятами договорились о лошадях до Хойто-Гола. Встали лагерем за Хутелом на поляне. Всю ночь вокруг нас бродили коровы, громко жевали траву и звенели колокольчиками.

3 день

В 8 утра погрузились на лошадей. Рюкзаки приторочены сзади к сёдлам. Тронулись в путь. Первые три часа дорога доставляла одно удовольствие: солнце, красота вокруг, переправы бурных потоков, где лошадей чуть не сносит… Через четыре часа начинает ныть пятая точка. А виной всему то, что лошади идут мелкой рысью: галопом местность не позволяет, а шагом слишком медленно. В итоге приходится прыгать вместе с лошадью в седле. Через шесть часов, когда мы, наконец, добрались до Хойто-Гола, ходить мы могли только по кавалеристки (ноги колесом) и очень хотелось лежать. Спасли горячие источники. Там мы отмокали очень долго, но и источники не смогли спасти наши ноги, которые оказались стёрты полностью сёдлами. От идеи дальнейшего восхождения в долину вулканов пришлось отказаться, ибо ногам предстояло заживать как минимум дня два. Вечером пошёл дождь, который перешёл в ливень и продолжался всю ночь. Резко похолодало.

4 день

Договорились с ЗИЛ131, который нас подбросил обратно до Хутела. Ехать пришлось ещё дольше чем на лошадях, при этом дорога разнообразилась необходимостью резких выскакиваний из кузова всех пассажиров, дабы зилок не свалился в пропасть или не утонул в болоте. Встали лагерем на том же месте, что и прежде.

5 день

Совершили обратный переход через перевал в долину Жом-Болока. Дорога фантастически красива, но последствия дождя дали себя знать и в седловине пришлось одевать сапоги, чтоб не мучится при прохождении набухшего болота. Не спеша вернулись в Хадарус, забрали катамаран и вещи, встали лагерем на берегу реки. Попутно пообщались с группами, стоящими на стапеле, которые успели подъехать за время нашего отсутствия. Договорились идти вместе с украинско-российской командой.

6-7-8 дни

Три дня мы отдыхали после пешей части, собирали катамаран, катались по реке и всячески расслаблялись. За это время ребята из компанейской группы пытались пройти верхнюю часть Жом-Болока. Как итог – много пилили, обносили, а потом ещё и шились. Идти верхнюю часть признано нецелесообразным.

 

6.Водная часть

6.1.Препятствия на реке Жомболок

1 день

Пр.No42 - мощный порог. За правым поворотом в конце поляны начинается слабая шивера на прямом участке в 300м.  Затем следует  крутой левый поворот и слив высотой  1,5м  через всю реку. Под левым берегом много обливных зубьев. Первый настоящий порог, просмотр и страховка с левого берега.  В нашу  воду  зубьев не было, зато в 20м перед сливом  была каменная  гряда  через все русло. Проход  гряды  ближе  к левому  берегу, затем уход в центр, после слива навал  на левый берег.

Пр.No43 (Бильярд)  -  мощный, порог. Начинается  через  700м после  предыдущего препятствия. Река делает крутой  левый поворот, в конце которого большой улов под левым берегом. За  следующим правым поворотом начинается прямой  участок шиверы.  Порог  начинается за входной шиверой  на  крутом левом   повороте.  Струя  сильно  наваливается  на  скалу правого берега, перед которой торчит острый "зуб".  Далее следует  пологий слив высотой около 1,5м с  мощной  косой бочкой, которая сильно отбрасывает судно к левому берегу.

Затем  идет  резкий поворот направо с мощным  навалом  на скальный остров у левого берега и сливом высотой около 1м с  косой бочкой. Входная шивера сложности не представляет и  проходится  с  ходу. Чалка на правый  берег  на  левом повороте.  Просмотр и страховка с правого  берега.  Порог представляет  собой косые валы на заходе затем  серию  из двух  сливов  через 30м, косой отбойник у правого  берега за вторым сливом высотой до 1.2м и слаломную шиверу на  выходе. Первый слив лучше проходить ближе  к  правому берегу,  т.к.  после  него  струю  сильно  наваливает  на полуобливную плиту левого берега у второго слива.

Пр.No44  - слив на выходе из улова. Высота слива около  Шли с ходу.

Пр.No45 - мощный слив высотой более 1м. Шли с ходу. На выходе, уже в разливе, одиноко торчащий зуб. По невнимательности можно насадиться и продраться.

Зачалились перед Катапультой, вещи перенесли за порог и там поставили лагерь.

2 день

Пр.No46  -  мощный сложный порог "Катапульта".  За  правым поворотом  река  плавно поворачивает  налево.  Здесь  под правым  берегом  расположен слив  высотой  около  0,8м  с достаточно   мощной   косой   бочкой,   которая    сильно отбрасывает  судно  влево. Далее  следует  крутой  правый поворот  с мощным водопадным сливом высотой около 3м.  Разрез слива клинообразный,  котел- пенный, длинный, но не держащий.  Затем  река  плавно  поворачивает налево  и  один за другим следуют два слива высотой  около 1,5 м и 1 м с навалом на скалу правого берега. Действительно интересный  порог,  река сужается до 6м,  в  целом  превышает уровень  остальных препятствий на данной реке. Есть небольшая пакость в конце: на самом выходе, когда уже река разбивается на два рукава, разделенных островами, левый, ходовой рукав оказался завален и пришлось поработать, чтоб уйти от завала.

Пр.No47 - слив более 1м через всю реку.

Пр.No48 - шивера длинной около 150м.

Пр.No49 слив высотой около 1,8м. Приятный и красивый.

Пр. NoNo47-49 мы шли их сходу. Основная сложность возможные завалы и расчески.

Пр.No50  - мощный порог "Недотрога". Начинается за  правым поворотом слабой шиверой. В конце прямого участка один за другим  идут  два слива по 0,5м под левым берегом.  Затем струя  круто  поворачивает налево  более  чем  на  90 градусов  и наваливается на скалу правого берега. Сначала идет водяная горка,  падающая на 1,5-2м, потом водопадный слив высотой около  1,7м.  Под  левым берегом более полого,  справа слив наиболее  крутой  с  мощной бочкой. Далее большое улово слева, но забитое камнями, плавный поворот направо, два слива не более 1м и выход в плёс.

3 день

Пр.No51  - слив высотой около 1м с косым валом. В  80м  от препятствия   No50.   В   нашу  воду   плес   между   ними отсутствовал: вместо него была довольно сильная  струю  и фактически   эти  препятствия  составляли   одно   целое. Просмотр целесообразно совместить с прохождением пр..No50. Сразу  после слива у нас была расческа с правого  берега, что  заставляло  уклоняться влево на галечный  остров,  в который и била основная струя. До порога "Вариант" около 20 мин.

Пр.No52 - мощный порог "Вариант". Левая протока начинается спокойным  участком длинной около 80м  на  едва  заметном левом  повороте.  Далее следует  мощный слив высотой около 2м. В левой его  части за счет отбоя от берега стоит косой вал около 1,5м Справа более   полого.  Обнос  вещей, в принципе не требуется, но возможен  по  левому  берегу, как и организация   береговой страховки.  Мы страховались с воды  в  улове  слева после порога.  В левой  протоке  река сужается до 6-8м. После разделения проток следует  плавный левый поворот за которым начинается слабая шивера длинной около 80м. Далее следует крутой левый поворот с несильным навалом  на скалу. У правого берега на повороте  огромный улов.  Река плавно поворачивает направо, а затем  налевоа поворотах сливы по 0,5м Сразу за порогом небольшое круглое озерцо.

Пр.No53  - простой порог. На выходе из озерца слив высотой 1м через всю реку.

Пр.  No54 - простая шивера. Расположена в левой протоке  в 100м ниже пр. No53. Через  45мин  сплава (скорость течения  около  8  км/час) долина  расширяется  -  это  Шарзинская  поляна  в  конце которой находится мост и урочище Шарза - несколько  жилых домов  и  ферма. Мост обносится по левому  берегу.  После моста  река течет вдоль коренного правого берега,  вскоре начинается   несложная  шивера  длинной  500м   и   после понижения  правого  берега  начинаются  разбои,   которые продолжаются   около  5км,  к  счастью  без  непроходимых завалов.  На  всем  участке после моста скорость  течения весьма   значительна   порядка  10-12   км/час.   Участок заканчивается плесом длинной около 500м с постройками  на высоком левом берегу. Основная проблема на данном участке заключается в том, как правильно выбрать направление движения и в какой рукав следует идти. Общее правило – держаться левых проток. Иногда требуется проводка. Река очень мелкая, но быстрая, не прощает расслабленности. Катамаран четвёрка наших ребят долго решал с какой стороны обходить островок, в результате катамаран прижало и сломало раму. Потеряли три часа на рубку новой рамы. Разбои кажутся бесконечными и заставляют малость поработать. Вышли на берег сразу перед мостом. В Обтое мы взяли машину, которая перевезла нас без разборки катамаранов прямо к началу «Восторга водника».

Пр.  No58  -  длинная мощная шивера «Восторг водника». Начинается  от старого моста через  Жомболок.  Река течет в узком лавовом каньоне, крутые повороты, прижимы к береговым скалам, мощные валы и бочки. Длина шиверы около 2км, заканчивается она в устье реки. Шивера действительно является красивым завершением реки. После целого дня гребли она была достойным завершением. Особо следует отметить, что она резко заканчивается там, где Жом-Болок впадает в Оку. Если зазеваешься, то можно легко проскочить стоянку на стрелке: там отличная поляна, где действительно много места.

 

6.2.Препятствия на реке Ока

4 день

     Некоторое время вдоль левого берега от устья Жом-Болока идут старые лавовые поля, отвесно обрывающиеся в реку с высоты метров 20-25. Примерно через 300 м сплава по Оке, у первого же впадающего слева ручейка следует обязательно остановиться. Здесь, чуть в глубине, великолепным 25-метровым водопадом падает левая маловодная протока Жом-Болока. Хорошее место для фотографирования. Простые шиверы, валы до 0,7 м. Далее начинаются многочисленные шиверы. От устья Жом-Болока до поселка Хужир, что на левом берегу, около 2,5 часа сплава. Поселки, отдельные фермы и дома по берегам встречаются до самого ущелья Орхо-Бом. На реке огромное количество стоянок, но вставать лучше на менее населенном правом берегу. Перед входом в ущелье, в районе оухурен-Тала, основной протокой является левая. Ходовое время от устья Жом-Болока до входа в ущелье около 4 часов.

Шиверы, валы до 0,5 м. Встали на стоянку на левом берегу перед порогом «Трёх Геологов».

5 день

Днёвка, рыбалка, фотографирование красот.

6 день

1.”Трех Геологов” ( III к.с. ). Горка с прижимом к правому берегу, валы до 1 м. Опасна, в основном, сбойка основной струи, идущей вдоль берега, с широкой, сильно турбулентной струей, скатывающейся с горки. На этой сбойке развитая вертикальная турбулентность - воронки, поганки - ощутимая для малых судов.

 

Шиверы, валы до 0,5 м.

2. Шивера, валы до 1 м.

3. “Пронеси Господи - 1” ( III к.с. ). Прямая труба с валами до 1,5 м. Начинается сразу за правым поворотом. Просмотр с левого берега. Слева перед порогом хорошо заметная отмель и улово.

4. “Скала Каландарашвили( III к.с. ). Простая шивера-горка с прижимом к скале левого берега. В скале опасные карманы. Прошли с ходу от центра к правой стороне.

5.Простая шивера, валы до 0,5 м.

5. Окинский( IV к.с. ). Начинается за левым поворотом. Просмотр по правому берегу, чалка к галечной отмели в начале поворота. Ориентир – разворот реки влево почти на 170 градусов и скала «Парус» на самом повороте. Ближе к правому берегу ожидали увидеть обещанный многими отчётами котел глубиной 2 м, но ничего такого не обнаружилось; ближе к левому - валы до 2,5 м, которые и представляют основной интерес.  Валы косые, стоят под разными углами друг к другу и на разном расстоянии. Смело пошедший первым катамаран двойка перевернулся по причине того, что не смог своевременно вывернуть на очередной вал, вошёл в него боком и на самой верхушке показал всем брюхо. Остальные экипажи прошли успешно.

6. “Бурятский” ( IV к.с. ). Отделен от пор. ”Окинский” участком быстротока 200–300 м. По малой и средней воде рекомендуют осмотр слева по отмели. По большой воде лучше осматривать по правому берегу вместе с пор. "Окинским"; затем (при необходимости) с левого берега. Основная струя образует ярко выраженную горку с прижимом вправо; после горки - валун, который легко обходится с левой стороны. На выходе прижим к выступу правого берега, на траверсе него - пульсирующие валы до 1,5 м. По всему правому скальному берегу - небольшие неприятные карманы. Порог все катамараны проходили по одному без предварительной разведки траверсирую струю и уходя под левый берег.

Зачалились ниже 300–400м на песчаной отмели. Там хорошая стоянка с находящимся на ней «музеем народного туристского творчества». Музей производит хорошее впечатление: есть даже санки, трёх пудовая гиря и почти работающая телефонная «связь».  Часть группы, с которой мы шли вместе, решила задержаться, поскольку у них был большой запас времени и возвращаться они намеревались значительно позже всех остальных.

7 день

7. Шивера, валы до 1 м.

8. “Пронеси Господи - 2” ( III к.с. ). Простая горка с прижимом к выступу скальной стенки правого берега. Струя раздваивается, часть воды уходит в улово направо.

9-12.Шиверы, валы до 1 м.

13.Шивера, на выходе валы до 1,5 м.

14.Шивера, валы до 2 м.



15. Ары-Бурье( II к.с. ). Длинная шивера с беспорядочными валами, в конце - прижим к левому берегу. Наиболее высокие пульсирующие валы до 1,5 м - выше прижима, легко обходятся справа.

16-23.Шиверы. Валы до 1 м, местами до 1,5 м, отдельные бочки до 1 м.

24.Шивера у галечного островка. В основной правой протоке - неприятная турбулентная сбойка основной струи с боковой, сливающейся с галечной горки.

25-28. Шиверы, валы до 1 м. В конце шиверы 28 - котел 1 м в прижиме у левого берега. Легко обходится справа.

29. “Харагольский-1” ( III к.с. ). Начинается от устья левого притока р. Хара-Гол. Валы до 2 м. На входе слева бочки до 1,5 м, на выходе пульсирующие валы. Просмотр по левому берегу.

30.Шиверы, валы до 1 м.

31. “Харагольский-2” ( III к.с. ). Начинается на местном левом повороте, просмотр справа по галечной отмели или по левому берегу. Прямая труба с валами до 2–2,5 м. На выходе у левого берега бочка до 2 м.

32-43. Шиверы. Валы до 1,5 м, на выходе из некоторых препятствий - пульсирующие валы и бочки до 1 м.

44–47. Шиверы, валы до 0,5 м.

48–51. Шиверы, валы до 1 м. При наличии прижимов за ними у внутреннего берега образуется улово с мощными поганками, проход по внутреннему краю основной струи.

52. “Мельница” ( III к.с. ). Порог-перекат в основной левой протоке. Просмотр по острову, чалка у острова чуть правее точки разбоя. Горка с общим падением 1,5 м, валы до 1,5 м, ближе к правому берегу - пульсирующие валы и бочки, на выходе прижим влево.

53–62. Шиверы, аналогичные ранее пройденым.

63. “Центрифуга” ( IV- к.с. ). Галечная горка слева направо и прижим к правому берегу. Валы до 1 м, на выходе, при сбойке двух струй, косой винтообразный вал и пульсирующие валы до 1,5 м. Легко обходятся слева по улову.


64 и далее. Шиверы, валы до 1 м.

Встали на левом берегу, на стрелке Хойто-Оки.



8 день

Отдых, баня, рыбалка. Здесь мы расстались с оставшимися товарищами, которые торопились на поезд и дальше шли в одиночестве.

9 день

Все препятствия после впадения Хойто-Оки имеют характер изолированных шивер 2 к.с. с валами до 1 м. Их проходили походным порядком, осмотр с воды.

65. Перед прижимом левый поворот, один крупный и несколько мелких островов. Высокая скала правого берега - рыжего цвета (все остальные скалы серые). Цепочка чистых валов до 1,5 м заканчивается бочками до 2 м, не угадываемыми с наплыва.


66. Прижим к скале правого берега выше устья р. Хильцой; ориентирование по поворотам реки. На выходе массив пульсирующих валов и бочек до 1,5 м.

На протяжении дня по берегам много скал. Иногда один или два берега пологие. Зимовья выглядят с воды жилыми.

Встали на ночевку на правом берегу через 8 часов сплава. Прошли чуть больше половины расстояния от стрелки до Верхнее-Окинского.

10 день

Препятствия на реке полностью закончились. Река несет со скоростью не меньше 7-8 км/ч. Погода впервые стала нетерпимо жаркой: ни облачка на небе. Арзомсакя шивера не обнаружена – какое-то небольшое убыстрение течение и не более. После этого места долина сильно расширяется. Появляются острова. Надо держаться левых проток.

За 20 км до пос. Верхнеокинский по обоим берегам правой протоки деревня, в конце самого длинного острова еще одна. В посёлке Левый Сарам сохранились 2-3 жилых двора, автотранспорта нет. От посёлка Левый Сарам основная протока левая, переходит в основную правую сразу после пос. Бахвалово (с воды не виден). Работаем веслами. Вообще, народ, который долго ходит на катамаранах совершенно отучается грести. Имеется ввиду, что гребут исключительно тогда, когда проходят препятствия или чалятся, во всех остальных случаях плывут так, как несёт река. Мы же, как люди, ходившие достаточно на байдарках, привыкли грести практически всегда. Может именно поэтому мы добрались до Верхнеокинского гораздо быстрее, чем нам предрекали.

Пос. Верхнеокинский расположен в стороне от реки и с воды также не виден. Поэтому его можно проскочить. Перед поселком река собирается в одно русло. Горы давно ушли от реки. С правого берега к реке подходит лесистый кряж "Толстый мыс", издалека видный среди равнинной местности. Мы его называли «Пуп». Его край, единственный красноватый скальный выступ правого берега - "Пуп", с чем-либо перепутать невозможно.

Как только становится виден край «Пупа», надо держаться ЛБ. Дорога по нему с воды не видна, но угадывается. Здесь, на левой береговой террасе - традиционное место завершения маршрута. Торчит палка, на которой висит маленький жёлтый флажок с надписью «В.ока». Нормальная ровная стоянка, дорога уходит от реки к деревне, до которой около 2 км. Отсюда можно сходить в деревню за машиной, которая отвезет на станцию Зима. Делать это надо в том случае, если у реки не договорились с извозчиками. Если предполагается выбрасываться на автобусе, то удобнее пройти еще около 1 км, где деревня расположена ближе к реке. Следует сплавиться мимо стоянки на пригорке, миновать галечный перекат, вытянувшийся вдоль берега слева направо. С правого берега в русло реки вдается длинный узкий галечный мыс. Сразу за галечной отмелью на левом берегу видны моторки, несколько баков для мусора, остатки катамаранных и плотовых рам. Здесь самое короткое расстояние от реки до края деревни - около 500 м.

Мы остановились на террасе ЛБ. Там уже стояла группа из Прибалтики, которую мы видели ранее на стрелке Хойто-оки. Встали вместе с ними и решили на следующий день выбираться вместе одним автомобилем. Извозчики, которые горделиво восседали под навесом, даже не удосужились к нам подойти. Вообще они малость зажрались: деньги ломят немеряные, машины у них иначе как душегубки не назовёшь и ведут себя малость неадекватно их статусу. Кроме того, есть информация, что ночами они ещё и подворовывают всё, что плохо лежит возле палаток. Так, что наши друзья всю ночь по очереди дежурили у костра и пели песни.

11 день

С утра добрались на «душегубке» до станции Зима, отправили багажным вагоном катамаран и часть вещей в Москву. Доехало всё это богатство до точки назначения больше чем через месяц (!). На электричке мы добрались до Иркутска и утром следующего дня вылетели в Москву.


7.Выводы и рекомендации

арохождение пешей части маршрута требует физической подготовки и некоторой акклиматизации. Особое внимание следует уделять обуви: подошва должна быть жёсткой. При планировании движения следует закладывать два резервных дня. Пользование GPS целесообразно только на вершинах, так как на склонах и, тем более, в долинах, GPS даёт гигантскую погрешность, так, что старые добрые карты ни кто не отменял.

бспользование сублиматов себя полностью оправдало. Лёгкие, удобные и вкусные. Особенно это критично для пешей части, где очень важен вес. Мы брали продукт фирмы «Гала-Гала». Очень понравилось мясо (свинина и говядина) и пюре. Курица была терпимой, но больше её брать не будем – суховата слишком. Самый главный минус сублиматов – цена.

 в)Жомболок требует филигранного управления и не допускает фривольностей и всякого рода контактов с лавой, которая не щадит шкуры. Препятствия очень локальны и не изматывают. Вообще – прохождение порогов этой реки великое удовольствие.  Надо быть осторожными на шарзинских разбоях: при всей их простоте легко можно получить неприятности, чему мы и стали свидетелями.

гка, особенно в ущелье Орхобом, заставляет непрестанно работать. Препятствия не сложные, но продолжительные и идут непрерывно. Зачастую, расстояния между препятствиями меньше чем длина самих препятствий. Опасность представляют не столько сами препятствия, сколько усталость от их прохождения.

дыбалка возможна на Оке. Реально ловить налима, хариуса и линька. Соответственно надо подбирать снасти. Хариус лучше берёт на «муху», чем на спиннинг (но, может это было только у нас). Блёсен нужно брать с хорошим запасом.

 

Hosted by uCoz