Кутсайоки-1998 (на байдарках)

 

Экспедиция, организованная компанией «Техноинтерн», по маршруту Кутсайоки – Тумча – Иовское вдхр. (юг Кольского полуострова) проводилась в июле-августе 1998г. Особый интерес представляло прохождение Верхнего и Нижнего каньонов р.Кутсайоки. Река Кутсайока дотоле считалась практически непроходимой для байдарок. Километраж маршрута – около 160 км. Количество участников – 4 человека, средства сплава – байдарки «Таймень».

Ниже следующий текст является литературной обработкой дневника – отчёта, который, возможно, не даёт полного представления о технической и статистической стороне экспедиции, он является описанием самого хода путешествия, в восприятии автора.

 

 

“... Но вдруг река резко ушла из под ног, если так можно выразиться. Пороги кончились. Начался водопад. Единственное, что мог бы услышать случайно проходящий путник - был страшный, перекрывающий шум водопада, крик Кумо:

-Такого на карте не было!”

из повести “События в квадрате Х”

 

Не надо тыкать в нас пальцем и кричать: “Да вы, ребята, совсем свихнулись!” Да, да и ещё раз да - мы проходили эту речку на байдарках “Таймень”. Заметьте: проходили, а не обносили. Пусть злые языки говорят, что это невозможно. Заявляю громко и во всеуслышание: при должном подходе к делу - возможно и ещё как!

 

Итак, сразу скажу, что байдарки для подобных рек нужно усиливать, и, даже, несмотря на это, до конца добраться - дело не шуточное (из нашей группы дошли лишь двое из четырёх отправившихся в поход). Поэтому, позволю себе небольшой экскурс в область техники и технологии усиления байдарок.

Каркас делается более живучим, не столько благодаря банальной перевязке стрингеров и подкладыванием “пенки” под кильсон; живучесть обеспечивается благодаря брёвнышкам, которые располагаются в количестве двух штук параллельно кильсону, а также более мелким, но не менее важным деталям, крепящимися в разных ответственных местах байдарки (тут в двух словах не расскажешь). Теперь о шкуре. Шкура должна быть ХОРОШО проклеена. Не думаю, что это для кого-то новость. Фартук лучше всего иметь на шнуровке и заправляющийся под фальшборта - по сравнению с другими типами фартуков этот тип самый надёжный (не дай бог, юбка будет пришита к фартуку!!! Тогда на реке появится обелиском больше). Вроде с байдаркой разобрались. Ну, естественно, к усиленной байде полагается “усиленный” экипаж. Экипажу неплохо иметь в своём активе хотя бы одну речку - пятёрку, а также уметь проходить водопадные сливы.

ЗАБРОСКА

Заброска на реку вполне приемлема: паровоз от Москвы до славного города Кандалакша. Далее мы нанимали автобус “Львов” до посёлка Аллакурти совместно с двумя другими группами туристов (далее этого посёлка асфальт заканчивается). Следующим нашим транспортом был старый ГАЗ-53. Особенностью этой машины были разваливающиеся борта и пьяный водила. Загрузив ГАЗон шмотками выше крыши, нам, бедным туристам и собаке, остались места лишь сверху этой самой кучи вещей. Вы не представляете себе, как весело мчаться по военному полигону по дороге, где в самый раз гонять на танке, с водителем, забывшим про педаль тормоза и пьяными братьями-туристами, норовящими вывалиться из кузова на каждом повороте! Единственная, кто вызывал уважение - это собака. Она вела себя смирно, не выла, не кусалась и не рвалась на волю, когда на неё падал очередной рюкзак или турист. Это, видимо, была особая порода: спаниель-туристический. Особо следует отметить судьбу байдарок во время этой транспортировки. На каждой сидело по 4-5 человек и прыгало на них при каждой удобной возможности. Но несмотря на это лодки выжили! “Железо” совсем немного пришлось подправить перед сборкой.

ГАЗон привёз нас прямо к реке, где мы и выгрузились. Сложили наших “Леших” в кучу (“Леший”- это рюкзак. Кстати очень путёвый) стали выяснять у “строящихся” возле реки туристов где мы. Место это называется не то Чёртов мост, не то просто мост. Мнения на этот счёт разделились.

Следующие два дня мы, не торопясь, собирали байдарки и готовились к сплаву. Вокруг нас было множество народу (надежды на дикую речку рассыпались в пух и прах), огромными толпами реяли комары. Поскольку люди вокруг, в основном, строили катамараны, или, на худой конец, собирали каяки, мы воспринимались ими как свирепые чайники. Всякий встречный и поперечный начинал нас пугать: “А знаете ли вы, куда вы приехали?”, ”А знаете ли вы, как вы будете круто носить вещи и байдарки по берегу?”. Самым шикарным было следующее высказывание: “Ребята, если вы доберётесь живыми до Зареченска - это будет невероятно!”. Ситуацию усугублял один тип из нашей группы, который философски поглядывая в даль спрашивал у народа: “А нет ли у вас запасного спасжилета? А то у нас на четверых их только три”. Этим типом был я. Совершенно случайно мой спас остался в Москве.

ПРЕПЯТСТВИЯ

Выплыв от, так называемого, моста, мы по узкой петляющей речушке (к нашему позору, один экипаж ухитрился кильнуться на втором повороте реки, влетев под кусты) вышли в необыкновенной красоты озёра (фото1). * Байдарки резали спокойную гладь воды, в которую практически отвесно уходили высокие скалы. Это была для нас самая спокойная и безмятежная часть всего маршрута, как потом оказалось. Где-то через 20 км. начались пороги.

Сомнительный

Сомнительный - это самый первый и отнюдь не самый лёгкий порог на реке. Пятая категория для катамарана как-никак. Непосредственно перед ним, на левом берегу, висит автомобильный знак “Опасность”. На этом пороге мы встали лагерем (стоянка на редкость кривая). После первого осмотра порога у нас мнения разделились: я говорил, что его пройти можно, остальные придерживались прямо противоположного мнения. Но всё тщательно взвесив и осмотрев ещё раз, мы все-таки решили выяснить до конца, кто же из нас прав, а это без практики не проверишь. Сомнительный - это три слива (1,7м; 2,3м; 1,3м). В порог пошёл мой экипаж на “Таймень-3”. С первого раза у нас не всё получилось. Скажу прямо: мы кильнулись во втором сливе. Я в обнимку с байдой уплыл в отстой, а мой напарник Андрей решил “сделать” третий слив в одну харю. Но река не прощает тех, кто отрывается от коллектива - пока мы с байдаркой пытались зацепиться за камни, Сомнительный “отобрал” у Дрюхи весло (да так, что мы его после не нашли) и снял с него один кроссовок. Как уверял после пострадавший , с него чуть было не сняли и второй, но он чудом его удержал на ноге. На следующий день была предпринята вторая попытка штурма Сомнительного. Теперь, уже учёные предыдущим “прохождением”, мы знали, как себя вести, и потому, в лёгкую пролетели первый (фото2) со вторым (фото3) сливы, а затем сделали и третий слив (в третьем сливе я сломал лопасть весла табаня).

Выводы и рекомендации:

а)при прохождении Сомнительного необходимо иметь хорошую скорость вхождения в порог. Может кому-то это не понравится, но лучше пользоваться рулём для точного захода в порог (при этом не теряется скорость).

б)важно правильно зайти в первый слив. Лучше быть ближе к левому берегу, но не слишком прижиматься. Правильность захода в этот слив определяет успешность прохождения второго слива.

в)не следует лезть сразу после второго слива в третий. Отойдите в отстой, развернитесь, успокойтесь, если вы разволновались. Прицелившись, сразу рвите к правому берегу - вода сама вас занесёт в слив, как надо. Только, не забудьте развернуться перед сливом и не идите туда боком.

г)неплохо иметь много запасных вёсел (уж, как минимум, одно).

д)если вы уж перевернулись, то помните главную заповедь байдарочника - не упустить весло, также не позволяйте байде уплывать в сливы. По возможности, отгоните её к берегу. Не пытайтесь перевернуть байдарку в реке!!! Утопите к чёрту!!! Все дренажные работы и переворачивания осуществлять ТОЛЬКО возле берега!!!

Муравей

Это следующий порог за Сомнительным. Расстояние между ними не более 300 м. С технической точки зрения Муравей ничего ужасного не представляет. Заход с левой стороны. Мы с визгом и улюлюканьем пролетели его обоими экипажами (фото4). Вещи, на всякий случай, обносили по берегу.

БСТ

БСТ - самый печальный порог на реке. Достаточно длинный, змеёй вьётся по реке и упирается в огромный камень. Кроме всего прочего, поперёк реки лежит ещё и бревно. На катамаране или каяке через него, пожалуй, можно переползти, но на байдарке - никак не получится. Так, что мы делали проводку этого порога. Богатырское это занятие - по пояс в бурной речке ловить гружёную байду и передавать другому такому же “моряку”, которого только что смыло и отнесло дальше положенного. Вдоволь накупавшись, мы провели обе байдарки через порог и даже продрали только одну.

Оба-На

Это, братцы, уже водопад, хотя, с моей точки зрения, это большой порог (фото5). Перепад - около 10 метров. В принципе, если вы уверены в своих силах и действительно неплохо владеете байдаркой, то этот водопад вам, возможно, вполне по зубам. В левой его части имеется достаточно пологая горка, по которой можно прокатиться. Но в наших экипажах уверенно чувствовал себя лишь я один, а одному на байде, пусть даже и с брёвнышками, одолеть Оба-Ну - шансов не шибко много. Так что, этот водопад мы обносили (фото6).

Особо следует отметить стоянку на Оба-Не (интересно, можно ли склонять Оба-Ну?). На левом берегу вполне приличные места для постановки множества палаток. Но мы, как обычно, завалили сосну для лапника и жили все под одной крышей ввиду лени и излишней требовательности к постановке “хаты”. Из событий следует отметить купание в водопаде. Это было классно! (фото7)

Маманя

Маманя тоже водопад (фото8) и располагается через метров 300 после Оба-Ны. Тут уж перепад метров 20-25. Никаких вам горок слева нет. Только самые безбашенные осмелятся пройти его с самого верху (я о таких пока не слышал). Этот водопад мы тоже обносили. Конечно, была предпринята попытка сделать Маманю в “третий слив”, но силы, как вы понимаете, были не равны - одна большая Маманя и нас - двое маленьких в маленькой “Таймешке”. Маманя понимала своё подавляющее превосходство и, потому, не стремилась показать нам всё, на что она способна.

Тесный

Вот и добрались мы с вами, уважаемые читатели, до самого переломного момента в нашем путешествии. Переломного, во всех смыслах этого слова.

От Мамани до Тесного река протекает спокойно и неторопливо, словно и не было никаких порогов, водопадов, и впереди тоже не будет. Но вдруг река кончилась - не иначе, как близко что-то злое. Так и оказалось. Ничего не предвещало беды. Порог на первый взгляд казался не очень сложным: первый метровый слив возле правого берега на заходе, затем, чуть ниже, более мощный слив с поворотом налево, а после, метров через 25, груда камней, с обеих сторон которой по сливу. Мы с Андреем просмотрели всё, что полагается, определили, куда идём, где держим баланс, где, кто, куда заносит свою часть байды. Разгрузились, приготовились и пошли.

Вся гадость этого порога кроется во втором сливе, того самого, что с поворотом налево. Совершенно непонятно, почему нас положило на правый борт. Некоторое время мы плыли на боку, пытаясь удержать байдарку, но в итоге, все равно кильнулись (фото9). Оставшуюся часть Тесного мы уже проходили порознь. Теперь уже Дрюха купался в обнимку с байдаркой и стаскивал её с камней, за что ему огромное спасибо, а я умчался куда-то к гряде в центре реки, где с трудом выполз на какой-то обливняк (фото10). Итогом нашей развлекухи стали: продранная во многих местах шкура, разнесённый к чёртовой матери левый фальшборт, изодранный в клочья фартук. Даже древко нашего “полкового знамени” - пионерского флага - и то было сломано! Но наши повреждения ничуть не испугали второй экипаж и он отправился тоже на покорение Тесного. Покорялось ему, не в пример, труднее, чем нам. Их положило тоже во втором сливе - отбойником от стены, а несколькими мгновениями позже байдарка намоталась на камень в центре реки (фото11). Лодка ломалась долго (все таки брёвнышки внутри!), но, сами понимаете, это утешение слабое. Люди были все целы и, гремя вёслами, радостно прыгали по камушкам посреди реки.

На ремонт ушло два дня. Нашу байду мы зашили, заклеили и выгнули, знамя посадили на новое древко из карельской берёзы. Для второй байдарки пришлось создавать деревянный скелет ввиду полной негодности прежнего (фото12). Первоначально мы не были уверены в успехе этого предприятия и думали о торжественных похоронах её остатков (а далее, лес валить - плот строить). Но, тем не менее, она возродилась и лихо прошла следующие четыре шиверы, держась лишь на завязочках из упаковочной верёвки, прутиках, рогаточках и нашем честном слове, чем подтвердила правильность наших инженерных решений. Особо следует отметить труды Кости - это он строгал и вязал все эти деревяшки.

Надо сказать, что Тесный, как и Сомнительный, имеет пятую категорию сложности для катамаранов. При нас достаточно много групп катамаранщиков обносило его. Те же, кто рискнул сунуться туда, бились рамой в стенку во втором сливе (дюралевые рамы гнулись), каты - двушки вылетали правым баллоном на скалы.

Выводы и рекомендации:

а)в Тесный на байде лучше не соваться;

б)если вы уж решили сунуться, то сразу, после второго слива (если там устоите), лучше рвать под левый берег и обходить нижеследующую гряду там. По малой воде прохождение Тесного вообще мало реально.

в)если вы перевернулись, то не размахивайте руками и, выпучив глаза, не орите: “Карамба!!”, старайтесь поймать байдарку и сориентировать её в потоке. Это значит, что она НЕ ДОЛЖНА РАСПОЛАГАТЬСЯ ПОПЕРЁК ТЕЧЕНИЯ. Перемещение вашей лодки в подобном положении может привести к тому, что случилось с нашим вторым экипажем - поймаете камень, и байдарка получит хороший шанс на него намотаться.

г)даже, если байдарка поймала камень, то, находясь рядом, либо отпустите её (делать это нужно в случае, если камень, на который она налетела, располагается ближе к вам, чем к противоположному от вас концу байдарки. Тут есть шанс, что вода развернёт и стащит лодку с камня), либо сами попытайтесь стащить её с камня. Боритесь за жизнь судна! Оно вам ещё пригодится!

д)находясь в потоке, старайтесь держать ноги поджатыми и плыть лицом вперёд. Весло держать нужно тоже “вдоль течения” (будет неприятно, если его заклинит где-нибудь между камней, а вы станете болтаться на нём как бельё на верёвке).

е)если байдарку намотало на камень, а вы, по каким-либо причинам, остались в ней, то, не откладывая дело в долгий ящик, выбирайтесь из неё. В такой ситуации режьте шкуру, гните стрингера - делайте всё, чтобы освободиться, не надейтесь на постороннюю помощь - она, скорее всего, не поспеет. Если упустите момент, то ломающиеся стрингера и шпангоуты могут сделать из вас шашлык.

ё)если, не дай бог, вас, или кого-то другого, чем-то проткнуло, то НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ВЫТАЩИТЬ ЭТОТ ПРЕДМЕТ ИЗ ЧЕЛОВЕКА. Это жизненно важно!!! Отпилите длинную часть предмета и оставьте его в теле, незамедлительно транспортируйте человека в медицинское учреждение. Врачи сами вынут всё ненужное. Если, к примеру, проткнут кишечник, то извлечение предмета приведёт к немедленному заражению крови, и смерть наступит через 5-10 минут. Если это лёгкое, то конец можно ожидать чуть попозже. Раненого не учите жизни, выказывайте ему всяческое почтение, обсуждайте с ним светлое завтра, где без него никак не обойтись.

ж)представим не менее славную ситуацию: вы вытащили на берег гражданина, который некоторое время провёл в воде, и теперь напоминает утопленника. Прежде, чем приступить к реанимации (как делать искусственное дыхание, вы наверняка знаете. Тем не менее, рекомендую перед началом путешествия в подобные места лишний разок потренироваться с любимой девушкой делать дыхание “изо рта в рот”), обратите внимание на цвет этого утопленника. Утопленники различаются двух видов: синие и бледные. Бледные - это те, кто задохнулся от недостатка воздуха, но не пустил воду в лёгкие, а синие - те, кто, соответственно, пустил. Прошу заметить - синие утопленники более реанимируемые! Если это синий утопленник, то сперва слейте из него воду, перекинув его, к примеру, через дружеское колено (некоторые утопленники глотают язык, поэтому, не забудьте его вынуть пальцами из глотки. Иначе, вода будет очень долго вытекать). Бледному делайте реанимацию сразу.

з)если после прохождения порога вне судна вы обнаруживаете, что у вас кружится голова, слегка поташнивает, а шлем носит следы братания с камнями, или же, что ещё хуже, вы помните момент оверкиля, а в следующий миг очнулись уже на берегу - значит у вас, вполне вероятно, сотрясение мозга. В таких случаях рекомендуется денька два беспробудно поспать. Если это кардинально не улучшит вашего самочувствия - лучше путешествие прекратить и добираться до ближайшего медицинского учреждения.

и)ремнабор у вас должен быть большой и на все случаи жизни. Где-нибудь в уголке неплохо иметь жбан клея, несколько рулонов ткани на заплатки, металлические хомуты (с их помощью накладывать шины на лопнувшие стрингера - праздник), нитки (шкуру шить), много гвоздей средней величины (ими хорошо заменять срезанные заклёпки. Это особо актуально для Тайменей). Мы, к примеру, располагали ещё и ручной дрелью: она тоже не осталась без дела.

От Тесного до Ступеньки

Люди на катамаранах этот участок реки, возможно, ничем особым не отметят. Это и понятно - они “надувные”, им всё, как это говорится, по барабану. Но нам - байдарочникам, этот участок дался большой кровью.

Сразу после четырёх шивер находилась последняя точка схода с маршрута - тропа на Вуоярви. Там-то и закончился поход у нашего второго экипажа. Хоть деревянная байдарка и показала себя относительно неплохо, но доковылять ей до Зареченска было просто нереально. Потому, пришлось продолжать маршрут одному нашему экипажу. Вещей значительно прибавилось.

До порога Ступенька нам пришлось пройти несколько шивер. Запомнилась шиверка длиной километра полтора. Мы обносили вещи по таким ядрёным буеракам всё это расстояние! Сама шивера - куча камней, мелководье и быстрое течение. Вот, где нужна хорошая проклейка шкуры! Окрестные скалы и леса услышали много нехороших слов, когда наша байдарка ползла по этой шивере. В конце оной мы окончательно сели на камни и оставшиеся метры проводили байдарку руками.

В другой шивере (прямо перед Ступенькой), где мы шли не разгружаясь, пришлось срочно выпрыгивать из лодки в реку и держать её, дабы та не опрокинулась.

Короче говоря, участок этот не самый лёгкий. К тому же, похолодало, и вода, не шибко тёплая и до того, начала стремительно остывать.

Выводы:

а)при прохождении шивер ни в коем случае не гоните. Ползите медленно и печально.

б)на особо каменистых и мелководных шиверах лучше разгрузиться.

Ступенька

Этот порог - разновидность шиверы (фото13). В самом его начале имеется несколько сливов, но затем начинается форменное шкуродёрство. Мы его обносили.

Малый Каньонный

Это абсолютно простой и приятный порог. Конечно, в физиономию бьют валы, байдарка периодически ныряет под воду, но мы, как взяли нашу крейсерскую скорость, - так и пролетели весь порог под радостные вздохи других туристов (фото14).

Водопадный

До Водопадного, а точнее, прямо перед ним, располагается какой-то номерной порог, который мы прозвали Слепым. Для катамарана - сущие пустяки. Дело в  том, что порог располагается среди островов и просмотреть его весь - дело очень муторное. С байдарки приходиться долго высматривать: ну, где же основной слив среди этих островов? В итоге мы вплыли в него боком на гружёной байде и чуть не кильнулись.

Порог Водопадный - один из самых мощных и красивых на всей реке. Он состоит из трёх сливов: 3,5м, 1,0м, 2,0м. Последние два слива мелководны (для катамаранов нормально) (фото15). Зато первый слив - просто прелесть! Мощный и полноводный! Его вполне можно пройти на байдарке (представляю, сколько сейчас свиста и улюлюканья поднимется). Но мы его так и не прошли. Совершенно внезапно одного из нас одолела хворь. Так что, пришлось нам идти дальше, оставив Водопадный гордо бурлить и клокотать, чувствуя свою непобеждённость.

Стоянки на Водопадном хорошие, но вот с дровами возникали некоторые проблемы - приходилось валить большие сухие сосны, которые, к тому же,  располагались далеко от лагеря.

От Водопадного до Карниза

На этом участке ничего ужасного нет. Стоит отметить самый последний порог на Кутсайоке. Катамаранщики его, наверное, даже и не заметят. Нам на байдарке пришлось сильно пропотеться. Сложность этого порога состоит не в могучих валах и больших перепадах воды. Проблема в том, что требуется пройти метровую бочку под углом градусов 45 и, сразу за ней, развернуться на 100 градусов - иначе намотает на камень. Мы предусмотрительно разгрузились и пошли. Бочка поставила байдарку на бок (в буквальном смысле) и мы, в таком положении, помчались на тот самый замечательный камень. Но всё обошлось хорошо - вскоре мы выровнялись и развернулись, где нужно.

Больше никаких препятствий до порога Карниз мы не встретили. Насколько известно, если подняться вверх после слияния Кутсайоки с Тунтсайокой по последней, можно покататься по двум хорошим порогам, но мы этого не делали ввиду того, что и так уже сильно вышли за все планируемые сроки путешествия.

Карниз

Этот порог называют самым могучим порогом на р.Тумче - пятёрка для катамаранов. Река здесь уже широкая и полноводная - вдвое шире Кутсайоки. Карниз представляет собой мощную первую ступень с перепадом воды более 2 метров, разделённую большим островом посередине, далее, через метров 70 - вторая ступень - 1,3м, и уже совсем в конце располагается пологая горка со стоячими валами. Как вы уже наверно догадались, наибольший интерес представляет первая ступень.

Мы причалили к берегу перед порогом и пошли смотреть на Карниз. Ходим туда- сюда, никак не можем решить, как его проходить. Идти справа, где есть мощный язык - так в него ещё попасть нужно. Идти слева, где заход хороший, так там в сливе вроде воды маловато. И вот никак мы не можем определиться. Наши сомнения разрешили подошедшие питерцы на катамаране четвёрке. Они оглядели порог и, вручив мне камеру для съёмки, рванули, не разгружаясь, в левый слив. Посреди слива у них рванул левый баллон, катамаран осел и медленно “отполз” на остров посреди порога. Мы с Андреем поняли - воды в левом сливе все-таки маловато и идти нам придётся в правый слив. Естественно, помогли ребятам перетащить вещи на берег. Тут подошла ещё одна группа. Услышав о наших планах, все начали пугать, что в Карнизе наш Таймень умрёт. И вообще - на протяжении всего маршрута, на всяком пороге каждый катамаранщик считал своей почётной обязанностью сообщить нам, где нас торжественно закопают в случае, если мы всё-таки пойдём в тот или иной порог. Так что, мы уже притерпелись к подобным прогнозам.

Карниз “уделывается” легко. Главное, соблюдать старую заповедь: хорошо раскочегариться и влететь в бочку на максимально возможной скорости. Так что, первую ступень, несмотря на её всю её ужасность, мы прошли вполне легко. Заход оказался не такой уж и сложный (мы заходили прижимаясь к острову). Зато на второй ступени байдарка вылетела на камень и сползла с него в слив, скрутившись винтом. Но всё вышло в итоге нормально - мы удержали баланс. Итогом стали три лопнувших стрингера по центру (они, правда, и до того были уже биты жизнью). Горка была приятным завершением Карниза.

Стоянок на Карнизе много, они очень даже не плохие.

Каньонный

Пока добрались до порога Каньонный, мы чуть не дали дуба. Погода стояла на редкость мерзкая. Окружающая среда была не выше 10 градусов, дул хороший ветрильник, на небе зловеще реяли тучи, обещая скорый дождь. Каньонный проходили, не разгружаясь. На этом пороге вообще никаких проблем нет. Единственная неприятность - это, когда после удара вала в лицо, холодная струйка воды медленно ползёт по телу под гидрокостюмом от шеи вниз.

Зигзаг

Зигзаг находится практически сразу за Каньонным. Просмотр его был несколько затруднён для нас, поэтому, на всякий случай, мы решили разгрузиться. Как выяснилось  впоследствии, этого можно было и не делать - порог этот ничего из себя страшного не представляет.

Шляпа

Порог Шляпа - самый последний порог на Тумче. Сложность его не то “четвёрка”, не то “пятёрка” для катамаранов. Я бы ему “пятёрку” не дал. Представляет собой он два рукава, огибающих остров. Правый - прямой, протекающий в отвесном каньончике; левый - нечто достаточно пологое, огибающее полукругом левый берег острова. Ну, нам, уже привыкшим к хорошим сливам, левый рукав совершенно не приглянулся. А вот справа- то, что надо! Какой- никакой слив и, даже, ни один! В общем, Шляпу мы сделали с превеликим удовольствием (фото16). Обидным было только то, что, зазевавшись, мы деранулись бортом о самый последний камень, одиноко торчащий в самом конце порога.

Стояли мы на острове. Могу засвидетельствовать - дров там было мало, а сейчас их вообще нет. К тому же, островок слегка подзагажен - каждая группа на него выбирается просматривать порог.

От Шляпы до п.Зареченска

После порога Шляпа вы можете забыть про бурную воду. Здесь вам больше понадобится карта и компас. Кто-нибудь помнит, как пользоваться этими штуковинами? Зря смеётесь: основная веселуха на этом участке - это найти выход в водохранилище. Мне приходилось слышать страшные истории про туристов, которые уплывали в какие-то не те заливы и неделями не могли оттуда выбраться. С другой стороны, в этом тоже ничего ужасного нет : с голоду вы не помрёте - в тех краях много рыбы. А лишний денёк-другой на свежем воздухе никогда не помешает. Физическая нагрузка, опять- таки.

р.Тумча совершенно незаметно переходит в водохранилище, которое сплошь набито островами. Островов становится всё больше и больше и вы, наконец, осознаёте, что вот оно - водохранилище! Ориентирами становятся горы на горизонте. Плывёшь до горизонта, а затем налево. Места, конечно, красивейшие. Чувствуется масштаб. Есть, где показать удаль молодецкую, особенно, если ветер встречный (это особенно касается катамаранщиков).

п.Зареченск с реки вовсе не смотрится как посёлок. На правом берегу водохранилища, уже сузившегося перед плотиной, стоят гаражи для лодок. Это и есть место завершения маршрута. Там, за гаражами на площадке, нас уже поджидали местные такси - сплошь Москвичи-412, да старые “пятёрки”. Что примечательно, все машины имели багажник на крыше. До Кандалакши просили от 320 до 350 рублей. Однако, к тому времени, когда мы окончательно упаковались, было уже 10 вечера и все авто разъехались.

ДОРОГА ДОМОЙ

Из Зареченска можно добраться до Кандалакши и на автобусе. Но, по слухам, этот автобус ходит раз в два дня, зато стоит дёшево.

Стремительно начало темнеть. Мы вышли на дорогу, поймали последнее такси, и за 220 рублей, 5 литров бензина нас согласились довести до Кандалакши. Байдарка была водружена на верхний багажник, который она через несколько минут езды проломила и легла на крышу. Водитель был уставший и ему очень хотелось домой, поэтому он гнал Москвича без жалости. Я всё боялся, что байдарка на очередной кочке либо рухнет на капот, либо сползёт сзади на багажник. Особую тревогу вызывали обгоны - Москвич сильно раскачивался из стороны в сторону и трясся всем телом.

Глухой ночью мы прибыли в Кандалакшу. Сразу же купили билеты и в два ночи сели на поезд. Долго пытались затолкать байдарку в спящее купе, в связи с чем учинили тотальную побудку, затем пытались затолкать байдарку в купе проводницы с помощью населения разбуженного купе. Все были при деле и, тараща сонные глаза, заносили, подтягивали и отжимали. В итоге, байдарка обрела покой в соседнем плацкартном вагоне на третьей полке. Через день мы прибыли в родную Москву.

Все наши подвиги и подвиги других колоритных личностей на реке нашли своё отражение в умопомрачительном видеофильме об этом походе.

На фотографии 17 вы можете лицезреть всех нас четверых в Кандалакше перед заброской, весёлых и уверенных, что все дойдём до Зареченска.

Вот они - легендарные экипажи:

 

Рыбкин С.А.

Тихонов А.В.

 

Васильев К.М.

Зябухин Г.Д.

 

Заключительные выводы и рекомендации:

а)для подобных рек байдарки обязательно нужно усиливать. “Байдарка с дровами” (т.е. усиленная) и сама будет целее, и вы - живее;

б)при прохождении свирепых и мощных порогов на байдарке, главное - скорость, а при прохождении шивер - наоборот, ползти следует медленнее;

в)в порогах следует РАБОТАТЬ. Почему-то большинство байдарочников характерны тем, что плывут по течению в порог. Ещё Высоцкий любил петь: “...кто рули и вёсла бросит - тех нелёгкая заносит. Так уж водится.” Совершенно справедливое замечание;

г)вы должны быть замечательными рукодельниками и умельцами, и иметь шикарный ремнабор;

д)при планировании времени обязательно делайте запас на 2-3 дня. Всякое может случится;

е)если вы готовы героически преодолевать всяческие трудности, то от этого маршрута вы получите массу впечатлений и красочных воспоминаний.

 

Ну, что же, если вы всё ещё собираетесь на Кутсайоку на байдарках и чувствуете, как кровь играет в ваших жилах, если вам ничего не страшно и вы уже попрощались с родными, тогда в добрый путь и удачи!

 

Рыбкин С.А.

 

Копии этого документа Вы можете посмотреть:

-Библиотека Мошкова

-Туризм в России

-Клуб хронических водников (а также полную фотоподборку).

Hosted by uCoz